Работа.Трудовое законодательство
Основные направления действий по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации

(из Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р )

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

в области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации

  • разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории Российской Федерации;
  • совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
  • активизация договорного процесса с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;
  • усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
  • повышение ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;
  • предоставление соответствующими федеральными органами исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и о порядке приобретения гражданства Российской Федерации;
  • расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов;
  • обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
  • реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской Федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания;

в области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в Российской Федерации

  • установление квот распределения по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации;
  • разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;
  • создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления в профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
  • создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории Российской Федерации, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации;
  • создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;
  • государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Российскую Федерацию в условиях чрезвычайных обстоятельств;
  • обеспечение согласованности государственной помощи вынужденным мигрантам с экономическими возможностями страны;

в области содействия привлечению иммигрантов на работу в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами

  • разработка механизма привлечения иммигрантов с учетом государства их происхождения, профессиональных и иных характеристик;
  • обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации;
  • создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;
  • разработка механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации;
  • привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью субъектов Российской Федерации;
  • разработка мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;
  • сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями;

в области вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции

  • обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой иммиграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации;
  • соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах);
  • противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;
  • проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;
  • совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;
  • создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты;
  • стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов;
  • создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта;
  • в области создания условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места
  • своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на других территориях страны
  • участие государства в процессе их возвращения, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ;
  • обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы;
  • обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания;
  • предоставление полной и объективной информации о ситуации в местах их прежнего проживания;

в области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом

  • содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей;
  • развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов;
  • обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов;
  • содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров;

в области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов

  • решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников;
  • обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;
  • разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
  • определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
  • разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;
  • государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;
  • развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;
  • использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
  • оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации;

в области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации

  • восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;
  • стимулирование миграции населения Российской Федерации, а также граждан государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы страны и регулирование иммиграции в приграничные регионы Российской Федерации;
  • проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры;

в области содействия добровольному переселению соотечественников из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии

  • содействие в получении необходимой информации об условиях переезда, возможности приема, обустройства и проживания в Российской Федерации;
  • реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам регулирования процесса добровольного переселения и защиты прав переселенцев, а также заключение аналогичных договоров с теми государствами - участниками Содружества Независимых Государств и государствами Балтии, с которыми таких соглашений не имеется;
  • разработка и осуществление комплекса мер по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии, а также лиц, имеющих право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства Российской Федерации;
  • создание условий для получения молодежью, проживающей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах Балтии, образования в Российской Федерации.

  • разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории Российской Федерации;
  • совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
  • активизация договорного процесса с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;
  • усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
  • повышение ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;
  • предоставление соответствующими федеральными органами исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и о порядке приобретения гражданства Российской Федерации;
  • расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов;
  • обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
  • реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской Федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания;

в области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в Российской Федерации

  • установление квот распределения по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации;
  • разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;
  • создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления в профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
  • создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории Российской Федерации, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации;
  • создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;
  • государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Российскую Федерацию в условиях чрезвычайных обстоятельств;
  • обеспечение согласованности государственной помощи вынужденным мигрантам с экономическими возможностями страны;

в области содействия привлечению иммигрантов на работу в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами

  • разработка механизма привлечения иммигрантов с учетом государства их происхождения, профессиональных и иных характеристик;
  • обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации;
  • создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;
  • разработка механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации;
  • привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью субъектов Российской Федерации;
  • разработка мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;
  • сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями;

в области вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции

  • обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой иммиграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации;
  • соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах);
  • противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;
  • проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;
  • совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;
  • создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты;
  • стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов;
  • создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта;
  • в области создания условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места
  • своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на других территориях страны
  • участие государства в процессе их возвращения, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ;
  • обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы;
  • обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания;
  • предоставление полной и объективной информации о ситуации в местах их прежнего проживания;

в области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом

  • содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей;
  • развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов;
  • обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов;
  • содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров;

в области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов

  • решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников;
  • обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;
  • разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
  • определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
  • разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;
  • государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;
  • развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;
  • использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
  • оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации;

в области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации

  • восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;
  • стимулирование миграции населения Российской Федерации, а также граждан государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы страны и регулирование иммиграции в приграничные регионы Российской Федерации;
  • проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры;

в области содействия добровольному переселению соотечественников из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии

  • содействие в получении необходимой информации об условиях переезда, возможности приема, обустройства и проживания в Российской Федерации;
  • реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам регулирования процесса добровольного переселения и защиты прав переселенцев, а также заключение аналогичных договоров с теми государствами - участниками Содружества Независимых Государств и государствами Балтии, с которыми таких соглашений не имеется;
  • разработка и осуществление комплекса мер по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии, а также лиц, имеющих право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства Российской Федерации;
  • создание условий для получения молодежью, проживающей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах Балтии, образования в Российской Федерации.

 
Rambler's Top100